Пуховые подушки новоселица купить www.mirson.com.ua/catalog/podushki/puhovye.

Блог

Медальер Ефим Викторович Харабет

25.05.2013

2013-05-25_213226

 Ефим Викторович Харабет родился 29 июля 1929 года в селе Анадоль Волновахского района. После окончания семилетки поступил в Мариупольскую мореходную школу. В неполных 16 лет его направляют матросом на Балтику. Однако греческое происхождение помешало сбыться его мечте – повидать дальние страны. Вскоре он переводится в Азовское пароходство, а позже уезжает на работу на Кавказ, а затем в Среднюю Азию.

 В 1956 году по комсомольской путевке Харабет едет в Голодную степь (между Ташкентом и Самаркандом) на освоение целинных степей. Его избирают секретарем комитета комсомола треста «Особголодностепстроя». Именно эти целинные стройки Ефим Викторович всегда считал главной школой своей жизни. В 1958 году Харабета назначают заведующим отделом культуры города Янгиера. Как уполномоченный райкома партии он курирует работу председателей колхозов, относится к этому неформально и вскоре во всех окрестных селениях его называют уважительно Иван-ака.
В 1960 году Ефим Викторович Харабет поступает на заочное отделение Высшей профсоюзной школы г.Ленинграда по специальности культурно-просветительская работа.
 В 1962 году Харабет возвращается в Жданов и работает: художественным руководителем Дворца культуры строителей, заместителем директора  по воспитательной работе профтехучилища №12 (ныне технический лицей № 52),  заместителем директора Донецкого театра русской драмы (г.Жданов), заместителем директора Дворца культуры моряков.
 В 1970 году Харабета принимают на работу начальником Ждановских художественно-производственных мастерских. Художественные способности у Ефима Харабета прослеживались с детства, но именно здесь в мастерских, общаясь с творческими людьми, Ефим Викторович не  только ощутил в себе тягу к изобразительному искусству, но и возможность сказать в нем свое слово. Харабета увлекает медальерное искусство. Этот жанр требует не только таланта рисовальщика и графика, но и больших знаний в различных областях, жизненного опыта. Ведь каждая медаль, плакетка, барельеф – это глубокое исследование личности, темы, истории…

 2013-05-25_213304 2013-05-25_213332 2013-05-25_213352

   Ефиму Викторовичу удалось в этой области заполнить пустующую нишу, так как до него ни в городе, ни в области никто целенаправленно медальерным искусством не занимался. 
 Несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, за немыслимо короткий срок он освоил все, что необходимо уметь ремесленнику и творцу – рисунок, лепку, шрифты, граверное и литейное дело и быстро стал признанным мастером малой пластики.

 Уже первая его медаль «В честь столетия Азовского морского пароходства. 1871 – 1971» была замечена ценителями и специалистами. Она экспонировалась на XYII выставке Всемирной федерации  медальерного искусства в Будапеште и была отмечена специальным дипломом Союза художников СССР. На аверсе этой медали профиль современного корабля дан в невысоком рельефе, а в контррельефе прекрасно представлено отражение  в воде старинного парусника. Этим автору удалось талантливо подчеркнуть возраст Азовского пароходства.

   Всю свою творческую жизнь  Ефим Викторович стремился  к созданию циклов, серий работ, считая, что таким образом он имеет больше возможностей последовательно и обстоятельно (разумеется в пределах жанра) высказаться о времени и о себе.    Палитра его творчества чрезвычайно широка. Он постоянно следил за окружающими событиями и чутко откликался на них. В течение жизни Е.В.Харабет создал более 500 медалей, плакет, скульптурных композиций, панно, которые можно объединить в следующие серии: «Требуем мира», «Они были первыми», «Города-побратимы Донетчины», «Имя на борту», «Наука», «Поэты и писатели», «Космос», «Великая Отечественная война», «Художники», «Спорт» и другие.

Произведения Е.В.Харабета классически просты. Но вместе с тем их отличает высокий профессиональный уровень, художественный вкус, тонкая техника исполнения, понимание пластики человеческого тела, способность передавать внутренний мир портретируемых и глубокое осмысление исторических событий.

2013-05-25_213244 

  Детство Харабета пришлось на военное лихолетье, поэтому к теме «Великая Отечественная война» у него было особенное отношение. Среди медалей этого цикла следует отметить медаль, посвященную командующему Юго-Западным фронтом генералу Н.М.Кирпоносу и солдатам этого фронта, погибшим в окружении («В честь воинов Юго-Западного фронта»), маршалу Жукову, военному корреспонденту писателю Симонову с надписью по кругу медали: «Остаюсь военным писателем», разведчику Черноморского флота мичману Е.Павлову: «Памяти мичмана Павлова», солдатам и офицерам, освобождавшим Донбасс:  «Освободителям Донбасса – воинам Великой Отечественной войны 1941-1945». Ряд медалей этой серии изготовлены к юбилейным датам. К 40- летию Победы, в 1985 году, Ефим Викторович создал плакету «Минута молчания. 1941-1945» - дань памяти миллионам жертв той войны. Усиливает эмоциональное напряжение этой работы текстовое сопровождение: «1418 дней войны. 20 миллионов погибших. Минута молчания о каждом павшем».

  В 1976-1982 годах художник работает над серией «Они были первыми»,  посвященной стахановцам первых пятилеток: Макару Мазаю, Паше Ангелиной, Петру Кривоносу, Никите  Изотову, Алексею Стаханову. Несмотря на идеологическую нагрузку, присущую этой теме, Харабет сумел сделать одухотворенными пластические портреты, ему удалось воплотить на крошечной площади медали не только человека, но и его суть во времени и свое отношение к нему.

 Среди произведений художника – множество работ, созданных в честь различных предприятий, строительных организаций, лечебных, научных, учебных заведений Украины, Донбасса, Мариуполя памятные и наградные медали знатным людям, строителям Всесоюзных ударных комсомольских строек 70-80-х годов.

С особым вниманием Ефим Викторович Харабет относился к истории родного города Мариуполя. Этим вызван интерес к личностям генерал-поручика А.В.Суворова (медаль «Памяти А.В.Суворова. 1730-1800») и митрополита Игнатия (медаль «Памяти митрополита Игнатия. 1740-1786»), чьи имена связаны  с переселением греков-христиан  из Крымского ханства в Россию и их обустройством в Приазовье. Произведения художника посвящены многим важным событиям в истории города Мариуполя, замечательным людям.

   Ефим Викторович Харабет является автором   символики нашего города – герба, флага, знамени, церемониального знака мэра, знаков отличия «Мариуполец года», почетный гражданин города.
   Творчество художника не ограничивалась историей родного города. Он автор нового герба Донецка и гербов множества населенных пунктов Донетчины.
  Интересны разработки Ефимом Харабетом государственных наград Украины – «Почесної відзнаки Президента»,  ордена и медали  Богдана Хмельницкого, медали „Захисники Вітчизни”, учрежденной в честь освобождения Украины от немецко- фашистских захватчиков.
Большое количество медалей Е.В.Харабета объединены в серию „Требуем мира”. Но создавая и этот, казалось бы, пропагандистский цикл, Харабет остается в сфере философской тональности, что позволяет в каждом конкретом случае находить талантливые, творческие решения.

   Интересны медали этой серии: „Аристотель. Единый космос – единый полис – единый человек”, „Джузеппе Гарибальди”, „Аристофан. 449 г. до н. э. – 385 г. до н.э.”, „Рабиндранат Тагор. 1861-1987”, Николай Рерих. 1871-1984.” 
 В структуру произведений мастер активно включает текстовой материал, что позволяет более эмоционально воспринимать сюжет. Например, на реверсе медали Донецкому областному комитету защиты мира художник поместил текст: „Наши романы, стихи, картины, спектакли, фильмы должны сложиться в великую интернациональную баррикаду на пути войны”. На реверсе медали „Т.Г.Шевченко. 1814-1861” – „Обніміться ж, брати мої, молю вас, благаю!”.

   Обращает на себя внимание шрифтовая культура медалей. Е.В.Харабет часто пользовался соотношением рельефа и контррельефа, оригинально вписывая  надписи в композицию медали в соответствии с ее сюжетом.   Всю свою творческую жизнь Е..В.Харабет постоянно следил за окружающими событиями и чутко откликался на них. В 1973 году он выступил одним из инициаторов проведения в нашем городе Первой республиканской выставки пейзажа, посвященной памяти А.И.Куинджи. Для награждения участников выставки художник подготовил медаль „Лауреат мемориала  А.И.Куинджи – 73”  и памятную медаль, которой награждались  организаторы мемориала. В последующие годы Е.В.Харабет не раз возвращался к образу нашего великого земляка.

  Многие искусствоведы вершиной творчества Е.В.Харабета считают медали, посвященные  деятелям литературы, искусства, науки. Особенно интересны медали, посвященные А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернаку, В.Высоцкому.  В каждом конкретном случае художнику удалось найти талантливое композиционное решение итереснейший художественный образ. Так, на медали А.Ахматовой, изготовленной к 100-летию со дня ее рождения, все медальное поле аверса занимает прекрасный рельефный, поясной, профильный портрет поэтессы в сарафане, украшенном русским национальным орнаментом. Эта деталь подчеркивает принадлежность поэта к России. В изящно выполненных поднятых руках – ожерелье из бус – символ ее жизненного пути. На аверсе справа декор – частица шали, переходящей на реверс медали и парящей на фоне Летнего сада, как символа Петербурга, в котором началось и продолжалось до последних дней жизни творчество Анны Ахматовой. Шаль символизирует душу поэта, витающую над ее любимым городом.

   Столь же интересна и медаль, выпущенная к 100-летию Марины Цветаевой. Почти все медальное поле занимает высокорельефный головной портрет поэтессы. На голове как бы венок, начинающийся веткой рябины и заканчивающийся терном, символизирующий ее трагический конец. Продолжая символику, медальер расположил цифры дат ее рождения и гибели (1892-1941) как петлю вокруг шеи,  оборвавшую жизнь поэта. На реверсе лист с факсимильными строками: „ Время! Я тебя миную” и два крыла.
   Каждая медаль художника имеет оригинальное творческое решение, каждый образ  как бы пропускал через свою душу, чувствовал. Например, медаль, посвященная Зиновию Гердту. Она несет особую теплоту. На аверсе медали профильный рельефный портрет актера, излучающий доброту. Под ним рука, протянутая к людям, несущая им свой талант. Интересен и реверс медали: слева и справа рельефное изображение кукол (ведь большая часть жизни З. Гердта была связана с работой в кукольном театре Образцова). В центре строки из стихотворения Б.Пастернака: „Вы всего себя стерли для грима. Имя этому гриму – душа”.

   Все свои медали Е.В.Харабет посвящал людям, память о которых должна жить, а также идеям, которые никогда не устаревают:„Силу подлости и злости одолеет дух добра” (Б.Пастернак), „Перестаньте бояться и будем как боги” (Ф.Достоевский), „Еднайтесь,  друзі мої, молю вас, благаю (Т.Шевченко).
   Работы художника Ефима Харабета выполнены в разнообразных материалах и технике. Есть медали отлитые в бронзе. Для многих материалами послужили алюминий или медь с применением штампа и гальванопластики. Некоторые наградные знаки изготовлены из мельхиора с дополнением цветной эмали и драгоценных камней. Широко использовал Ефим Викторович Харабет бисквит, придающий портретам удивительную мягкость и теплоту, а также гипс, фарфор, керамику.
 
За свою долгую творческую жизнь Е.В.Харабет награждался многими наградами. Он Заслуженный деятель искусств Украины (1993), Почетный гражданин города Мариуполя (1999), лауреат премий имени Артема Донецкого обкома ЛКСМУ (1983) и имени  А.И.Куинджи Донецкого областного Фонда культуры (1996). В1999 году Е.В.Харабет был награжден знаком отличия президента Украины – орденом «За заслуги III степени». Он являлся постоянным участником конгрессов Всемирной федерации медальерного искусства (FIDEM). В 2002 году на конгрессе в Париже за работу «Любовь через годы и расстояния» Е.В.Харабет получил медаль FIDEM .

   Он участник  более пятидесяти международных, всесоюзных, республиканских выставок. Его персональные выставки состоялись: в Адене (Йемен) – 1981 год, в г. Магдебурге (Германия) – 1985 и 1989 гг., в Эрдэнэте, Дархане, Улан-Баторе (Монголия) – 1986 г., в Москве, в Доме дружбы – 1991 г., на II международном фестивале «Славянский базар» в г. Витебске (Белоруссия) – 1993 г., в Мариуполе – 1993 и 1999 гг.

  Произведения Е.В.Харабета хранятся в постоянных экспозициях Национального музея истории Украины (г.Киев), в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург), в Государственном историческом музее и музее Моссовета (г. Москва), в Государственном художественном музее и Музее маршала Жукова (г. Улан-Батор, Монголия), в музеях гг. Магдебурга (Германия) и Юрмала (Латвия), в музее медальерного искусства Е.В.Харабета (г. Мариуполь), а также в краеведческих музеях  Мариуполя, Донецка, в картинной галерее г. Красный Луч, в Донецком областном  художественном музее, в ряде народных музеев Украины и России.

    Умер Е.В.Харабет 8 марта 2004 года.  

Були Т.Ю.

Реклама