Блог

"Коломбина" или "Первая "Джоконда"

10.04.2013

   ko
   ЛУИНИ (МЕЛЬЦИ) Коломбина - Эрмитаж

 Картина, о которой пойдёт речь  - одна из самых загадочных работ  времён Ренессанса.  Эта работа до сих пор  является предметом спора среди искусствоведов.

 В 1850 году картина «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи поступила в коллекцию императорского Эрмитажа. Во всяком случае, так она значилась в  энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.  В дальнейшем работа поменяла и название и автора.  Теперь это «Коломбина», или «Флора», или «Тщеславие». Лицо Коломбины, действительно, очень похоже на лицо Мадонны в известной работе Леонардо  «Святая Анна с Марией, Младенцем и  маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи Лондона. Сейчас  работа,  выставленная  в Эрмитаже,  приписывается одному из известнейших учеников великого Леонардо – Франческо  Мельци (ок.1491 — ок.1570).  Сэр   Клод Филлипс, английский писатель, историк искусства и критик,  внимательно изучивший рисунки Леонардо,  считал, что это работа да Винчи и называл «Коломбину» головоломкой. Известные искусствоведы,  заложившие основу систематической британской истории искусства,  сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле,   в своей  книге «Новая история живописи в Италии со II по XVI вв.» называют автором  «Коломбины» Андреа Соларио (1460 — 1524),  а  итальянский  политик и историк искусства Джованни Морелли считал, что «Коломбина» принадлежит  кисти Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли, ок.1495 –ок.1549).  В то же время доктор Уильямсон, последний биограф  Бернардино Луини, в своей книге, посвященной творчеству художника (стр.91) решительно приписывает эту работу Луини.

«Коломбина» - оригинал известной картины, которая до 1649 года  была в коллекции Марии Медичи, и, сменив нескольких владельцев, приобретена Эрмитажем в 1850  году на аукционе нидерландского короля Виллема II в Гааге за сумму 40 тысяч флоринов. Три старых копии картины находятся в частных коллекциях в Англии.

    Картина пострадала от неудачного переноса красочного слоя с доски на полотно и от нескольких реставраций. Но, и в таком состоянии она прекрасна. На картине изображена молодая женщина, вероятно, миланская красавица, идеализированная в стиле Леонардо. Она одета в белое платье,  вышитое желтым, с синим плащом, переброшенным через плечо. На коленях у красавицы белый жасмин, а в левой руке она держит веточку водосбора, или, по-другому, коломбины, что дало название картине. «Лицо полностью Луини, - пишет доктор Уильямсон, - и напоминает лица его Мадонн, особенно глаза.  Положение руки, держащей водосбор так изящно, очень характерно для Луини. Руки и их запястья, разделение волос, платье, падение драпировок, и собранные цветы на коленях – всё это написано рукой художника, но цветы и папоротник на заднем плане, скорее всего, были добавлены другим».

    Эта замечательная картина висит в углу небольшого зала. Группы туристов, проходящие мимо, ведомые гидами, спешат в следующий зал, чтобы столпиться у маленькой,  закрытой толстым стеклом Мадонны Леонардо. И редкий посетитель приостановится, чтобы посмотреть на очаровательную молодую женщину, написанную так искусно полтысячелетия назад. Она нежна, красива, а от её загадочной улыбки трудно отвести взгляд. И пусть спорят искусствоведы, кисти какого мастера принадлежит эта работа, а мы будем любоваться ею, как это было задолго до нас, и будет, надеюсь, ещё много лет.  

 Ирина Будыка

Реклама