Статьи

Грустные мысли в преддверии юбилея Виктора Арнаутова.

07.04.2011

 

Мысли, действительно грустные…и проблемы, действительно вечные…

 Поэтому и начну издалека…

Есть в истории искусства Мариуполя (и не только Мариуполя!) имена, которые при жизни были окружены ореолом славы, вниманием зрителей и прессы, да и власть их жаловала, а после смерти они были преданы забвению. О них  редко вспоминают, их картины почти не покидают запасники музеев и галерей и даже их юбилеи проходят почти незаметно для широкой общественности. К таким личностям я бы отнес и нашего земляка - Виктора Михайловича Арнаутова (1896-1979) – человека и художника с чрезвычайно сложной и неоднозначной судьбой, где много пропагандистской шелухи, противоречивых биографических данных, а то и вовсе белых пятен в биографии. Художника, которому в этом году (11 ноября) исполнится 115 лет со дня рождения и которого в США считают одним из столпов американского монументального искусства, одним из ярчайших представителей Калифорнийской школы изобразительных искусств 1930-40-х годов. Ученик великого мексиканского художника Диего Риверы оставил заметный след в мировом искусстве. Благодаря современным информационным технологиям, можно с удивлением и радостью обнаружить, какое сейчас внимание к творчеству нашего земляка на его второй родине – в США. Его фрески бережно сохраняются, миллионам туристов их показывают как национальное достояние Америки. Не забывают Виктора Михайловича и в С-Петербурге, где прошли последние годы его жизни (1972-1979). Так, 110 годовщина со дня рождения была отмечена интересными публикациями в местной прессе, а совсем недавно в Русском музее прошла конференция и выставка «Американские художники из Российской Империи». Международный проект с редким составом экспонатов, демонстрировался также в Третьяковской галерее, музеях США (Иллинойс, Цинциннати). Представлен широкий по стилистике спектр художников нескольких поколений – эмигрантов из Российской империи, в первой половине ХХ века оказавшихся в США. Многие из этих мастеров – Б.Григорьев, С.Судейкин, Д.Бурлюк, Н.Фешин, Н.Габо, А.Певзнер, А.Архипенко, Ж.Липшиц, О.Цадкин, П.Челищев – сформировались и получили известность еще в дореволюционной России. Другие художники – Марк Ротко, Джон Грэм, братья Сойер, Макс Вебер и наш земляк Виктор Арнаутов – были связаны с Россией в силу происхождения. Их творчество оказало заметное влияние на формирование американского искусства ХХ столетия. На этой конференции был прочитан доклад и о творчестве Виктора Арнаутова. Увидел свет большой альбом по материалам выставки.

А что же на родине выдающегося мастера, в Мариуполе? Правильно…, почти полная тишина… Его мозаика на Доме связи на глазах у всех (в 150 метрах от властных кабинетов) осыпается и скоро исчезнет, благодаря, то ли местной экологии, то ли, равнодушию, а по большому счету, тотальной бездуховности. В прессе эту проблему неоднократно озвучивали, однако власть осталась глухой к ней. Где «бедному» городу с миллиардным бюджетом взять деньги, чтобы сохранить памятник, не побоюсь этого слова, мировой культуры? И надо ли это нашим властям, когда постоянно нужно латать дороги и канализацию? А сейчас еще прибавилась забота с памятником гусару Мариупольского полка, стоимостью много – много…миллионов. Но, это тема для отдельного разговора. Правда, у власти этот разговор уже состоялся. И как-то очень «организовано». Ну, прямо таки - совковые времена вернулись!!! На мой взгляд, который никому не навязываю, в этой затее проглядывают сразу несколько «ушей». Это и политическая подоплека – т.н. дружба с братским русским народом. А на самом деле имперская экспансия в умы и души подрастающего поколения. Это и экономические выгоды…, и возможность выслужиться… На фоне этих событий, у меня, как у «невежды» (а в таковые меня зачислила наша городская власть с примкнувшим краеведом А.Д.Проценко. По их разумению - все, кто не разделяет и не поддерживает идею с «гусаром» - есть невежды), возникает вопрос. А как мы собираемся отметить 115-летие нашего знаменитого земляка здесь, на родине, в Мариуполе?

Знает ли наша «просвещенная» власть, с примкнувшим А.Д.Проценко, что этот известный в мире художник, чьи работы хранятся в Русском Музее (С-Петербург), в Музее изобразительных искусств (Сан-Франциско,США), Донецком художественном музее, Мариупольском краеведческом музее, частных собраниях Н.Хрущева, Г.Титова, М.Ростроповича, А.М. Моисеева, жил и работал в нашем городе до большевистского переворота (т.н. Октябрьской революции) и вернулся сюда в 1963 году. И был окружен заботой и вниманием советской власти настолько, насколько это было ей необходимо и выгодно. Заботой может быть не такой щедрой по американским стандартам, а вот вниманием даже слишком навязчивым. К этому обязывал тот факт, что житель «угнетенной» Америки вернулся на родину после полувекового «скитания». Не использовать эту возможность коммунистическая пропаганда, конечно же, не могла. Многочисленные публикации в республиканской и местной прессе, персональные выставки в Киеве, Донецке, Мариуполе (тогда Жданове), выход в свет автобиографической книги «Жизнь заново» (2 издания – 1965 1972 гг.). Было задействовано все, чтобы советские люди поняли, как им хорошо живется в СССР и как плохо жить в Америке. Сейчас, по прошествии 45 лет, многие строки в этой книге воспринимаются как откровенно грубые измышления, натяжки и манипуляции. Однако, при всем этом – это документ той эпохи. Эта книга является вроде бы автобиографическим очерком, однако мелким шрифтом значится – литературная запись сделана неким Леонидом Саниным. Понятно, партия не доверила бывшему гражданину США изложить свои мысли самостоятельно. А ведь Арнаутов совсем неплохо владел литературным жанром, писал стихи и, в конце концов, был профессором Стэнфордского университета (1936-1961). Ан, нет! Видно, должна присутствовать направляющая и руководящая рука КПСС! Несмотря на то, что Виктор Михайлович был членом коммунистической партии США с 1938 года, организовал фонд помощи Красной Армии во время Великой отечественной войны, в ряды КПСС он так и не был принят. И наград никаких не был удостоен. О мотивах в отказе в приеме в КПСС и что пережил старый «сталинист» в то время можно только догадываться. Вообще, белых пятен и откровенных ошибок в биографии Арнаутова немало. Даже дата смерти художника во многих источниках указывается разная. А ведь было это совсем недавно – в 1979 году. А чего стоит несанкционированное перезахоронение художника в Мариуполе в год Московской олимпиады? Городская власть не пошла навстречу пожеланию своего земляка быть похороненным на малой родине и отделалась отпиской. Поэтому перезахоронение прошло нелегально на старом городском кладбище в присутствии нескольких близких знакомых. Урну с его прахом из Ленинграда привезла его жена – искусствовед Нона Талепоровская. Где эта могила сейчас никому не известно. Когда мои питерские знакомые искусствоведы попросили меня выслать им фото с могилы В.М.Арнаутова, я, с сожалением ответил им, что не знаю где его могила. А они, по наивности, хотели увидеть еще и памятник художнику, так почитаемому и в С-Петербурге.

Отца Виктора Михайловича - священника Михаила Арнаутова, коммунисты расстреляли в 1938 году, и где покоится его прах никому не ведомо. Это факт и об этом уже написано немало. Та же участь постигла и его старшего сына Виктора – выдающегося американо-советского художника. Проделав большой жизненный путь: Мариуполь – Китай – США – Мексика – США – Мариуполь – С-Петербург – Мариуполь, он  остался неведомо где погребенный. Вот так, страна Советов оказалась злой мачехой для своих благоверных сынов!

А вот другим двум сыновьям священника Михаила и братьям Виктора в этом плане повезло больше. Евгений Михайлович Арнаутов покоится на  знаменитом Ольшанском кладбище в Праге с 1939 года. Еще в 1925 году в Ольшанах был освящен Храм Успения Пресвятой Богородицы, где на южной стене храма мемориальная доска с надписью: 

«ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! Русским, украинцам, представителям других народов Российской империи, в 1917 году отвергнувшим коммунистическую утопию и в рядах Добровольческой Армии отстаивавшим мир от большевистского террора и которые в двадцатых годах нашли дом в демократической Чехословацкой республике…»

Едва ли не каждый из похороненных здесь пережил в годы Русской смуты такое, чего хватило бы на несколько жизней. В этом смысле уникальной, и в то же время очень типичной была судьба мичмана Е.М.Арнаутова (1898—1939). На могиле о его флотской службе напоминают Андреевский флаг и якорь. Окончив в 1917 г. с серебряной медалью Александровскую гимназию в Мариуполе, он в том же году был зачислен на Отдельные гардемаринские классы в Петрограде. Менее чем за месяц до Октябрьской революции гардемарины были отправлены из Петрограда во Владивосток для учёбы на вспомогательном крейсере «Орёл», на котором курсанты должны были совершить заграничное плавание. В дальнейшем гардемарин Арнаутов продолжал учёбу в Морском училище во Владивостоке и участвовал в боевых действиях против красных партизан. В начале 1920 г. после падения власти адмирала А.В.Колчака, Арнаутов вместе с другими гардемаринами эвакуировался из Владивостока. Совершив переход через Тихий и Индийский океаны, в октябре 1920 г. он прибыл в Крым, откуда и отправился в эмиграцию. В начале 1920-х гг. Арнаутов, произведённый в чин мичмана, служил в Бизерте. В 1924—1925 гг. он переехал из Северной Африки в Чехословакию. Жил в Праге и закончил жизнь банковским чиновником. И сейчас на его могиле стоит ухоженный памятник. Рядом сотни других памятников видным и уважаемым представителям русской интеллигенции: академику Н.П.Кондакову – крупнейшему историку византийского и древнерусского искусства, православному священнику М.В.Васнецову (сыну художника В.М Васнецова), Аркадию Аверченко-известному писателю-сатирику и многие другие.

Самый младший из Арнаутовых – Леонид (1905 г.р.) – тоже эмигрировал (по совету отца) и тоже осел в Праге, где стал знаменитым архитектором. Принимал активное участие в возрождении старой Праги после второй Мировой войны. Когда старший брат Виктор вернулся на родину в Мариуполь, Леонид приезжал к нему в гости. Здесь его ждали еще многочисленные родственники.

Вот так – два Мира – две идеологии, две культуры. Говорят: хочешь узнать об уровне культуры народа – сходи на кладбище и посмотри, как там покоятся предки. Грустно, не правда ли?

 

                                                               Александр Чернов.

                                                               4.апреля 2011 г.                           

Реклама